![]() | |
Системы сигнализации > Новости
Почему погибают в огне престарелые людиУТВЕРЖДЕНО Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 16 августа 2007 г. ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации 1. Общие положения 1.1. Временное положение о системе независимой оценки рисков в облас-ти пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и терри-торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Рос-сийской Федерации (далее — Положение) разработано в соответствии с Кон-цепцией создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрез-вычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Феде-рации, подготовленной во исполнение поручения Президента Российской Фе-дерации от 6 июня 2006 г. № Пр-954 и поддержанной Правительством Россий-ской Федерации 7 апреля 2007 г. № СН-П4-1606. 1.2. Положение определяет общий порядок функционирования системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ-ного и техногенного характера (далее - Система независимой оценки рисков), в т.ч. устанавливает цели, принципы, правила и процедуры организации и прове-дения независимой оценки рисков, состав Системы независимой оценки рис-ков, а также функции, права и обязанности ее участников, взаимоотношения между ними. 1.3. Действие настоящего Положения распространяется на органы госу-дарственного пожарного надзора, государственного надзора в области граждан-ской обороны, а также государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), экспертные организации и экспертов, осуще-ствляющих независимую оценку рисков, органы по аттестации экспертов и ак-кредитации экспертных организаций, страховые организации, а также на орга-низации, подлежащие независимой оценке рисков. 1.4. Основные понятия Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации ком-петентности физического или юридического лица выполнять работы в опреде-ленной области оценки соответствия. Безопасность объекта зашиты - состояние объекта защиты, характери-зуемое возможностью предотвращения возникновения и развития чрезвычай-ных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, а также воздействия на людей и материальные ценности их опасных факторов. Заключение о независимой оценке рисков – документ, содержащий сведе-ния о выполненной экспертной организацией оценке соответствия объекта за-щиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопас-ности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычай-ных ситуаций, а также оформленные в установленном порядке обоснованные выводы о соответствии (или несоответствии) объекта защиты предъявляемым требованиям. Заявитель – физическое или юридическое лицо, обязанное подтвердить соответствие объекта защиты установленным требованиям в области обеспече-ния пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и тер-риторий от чрезвычайных ситуаций. Независимая оценка рисков – осуществляемая соответствующими субъек-тами предпринимательская деятельность по оценке соответствия установлен-ным требованиям систем обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на объ-ектах защиты. Объект защиты - имущественный комплекс (или его часть) юридическо-го или индивидуального предпринимателя (включая территорию, здания, со-оружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агре¬гаты, изделия и иное имущество), в отношении которого установлены тре-бования в области пожарной безопасности, гражданской обороны и зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система независимой оценки рисков – совокупность участников незави-симой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Российской Фе-дерации, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рам-ках которых организуется и осуществляется независимая оценка рисков. Уровень безопасности объекта защиты - количественный показатель, характеризующий степень защищенности жизненно важных интересов лично-сти и общества от чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты, достигаемую выполнением требований в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и террито-рий от чрезвычайных ситуаций. Эксперт - физическое лицо, аттестованное в установленном порядке на осуществление деятельности по независимой оценке рисков. Экспертная организация - организация, аккредитованная в установлен-ным порядке на осуществление деятельности по независимой оценке рисков. 1.5. Положение основывается на следующих нормативных правовых ак-тах: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопас-ности»; Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 -ФЗ «О гражданской обо-роне»; Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации стра-хового дела в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области за-щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно-генного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед-ствий стихийных бедствий»; постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. №820 «О государственном пожарном надзоре»; постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. №305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гра-жданской обороны». 1.6. Целями создания Системы независимой оценки рисков являются: повышение уровня безопасности объектов защиты путем включения в сферу оценки состояния их безопасности наряду с органами государственного надзора (контроля) независимых экспертных организаций и экспертов по неза-висимой оценке рисков; снижение административной нагрузки на объекты защиты за счет сокра-щения количества проверок, осуществляемых органами государственного по-жарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрез-вычайных ситуаций, а также за счет изменения форм и методов надзорной дея-тельности; получение объективной и полной информации о соответствии объектов защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопас-ности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычай-ных ситуаций; выдача заключений, содержащих необходимые и достаточные сведения для заключения договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта. 1.7. Задачами Системы независимой оценки рисков являются: установление правил и процедур проведения независимой оценки рис-ков, а также контроль за их соблюдением; организация аттестации экспертов и аккредитации организаций, осуще-ствляющих независимую оценку рисков; организация проведения независимой оценки рисков на объектах защи-ты; организация и проведение работ по совершенствованию методологиче-ских и правовых основ независимой оценки рисков. 1.8. При осуществлении независимой оценки рисков на объектах защиты, с учетом возможного причинение вреда третьим лицам, оценке соответствия установленным требованиям подлежат: системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, а также организационно-технические мероприятия в области пожарной безопасности; объекты гражданской обороны, системы управления и оповещения граж-данской обороны, а также организационные и инженерно-технические меро-приятия гражданской обороны объектов защиты; системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектов защиты, а также организационные и инженерно-технические мероприятия, на-правленные на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных си-туаций. 1.9. Оценка рисков проводится в организациях вне зависимости от их принадлежности и организационно-правовых форм, функционирование кото-рых представляет угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами. 2. Состав и принципы функционирования Системы независимой оценки рисков 2.1. В Систему независимой оценки рисков входят: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (да-лее – МЧС России) как федеральный орган исполнительной власти, уполномо-ченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, включающий органы государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организации, в отношении которых проводится независимая оценка рис-ков; экспертные организации и эксперты по независимой оценке рисков, в том числе их профессиональные объединения; органы по аттестации экспертов и аккредитации организаций, осуществ-ляющих независимую оценку рисков; страховые организации. 2.2. Основные принципы функционирования Системы независимой оцен-ки рисков: доступность информации о порядке функционирования Системы незави-симой оценки рисков для заинтересованных организаций и физических лиц; независимость экспертных организаций и экспертов, осуществляющих независимую оценку рисков, от интересов проверяемого объекта защиты, третьих лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправле-ния; профессионализм и компетентность экспертных организаций и экспертов в вопросах пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, специфики проверяемого объекта за-щиты; достоверность и полнота информации, на которой базируются выводы независимой оценки рисков (заключение); исключение возможности участия в Системе независимой оценки рисков, в качестве экспертных организаций по независимой оценке рисков, организа-ций осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту, обслуживанию сис-тем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, объ-ектов гражданской обороны и систем управления, оповещения гражданской обороны, а также систем и средств предупреждения и ликвидации чрезвычай-ных ситуаций; обеспечение ответственности экспертных организаций и экспертов за вы-воды о соответствии (несоответствии) объектов защиты установленным требо-ваниям пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в т.ч. путем страхования их профессио-нальной ответственности; конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения неза-висимой оценки рисков. 3. Основные правила Системы независимой оценки рисков 3.1. В рамках функционирования Системы независимой оценки рисков подлежат оценке сле¬дующие риски (в соответствии с компетенцией МЧС Рос-сии); риск возникновения пожара и причинения в результате этого вреда треть-им лицам; риск возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения в результате этого вреда третьим лицам. В рамках Системы независимой оценки рисков также предусмотрена оценка соответствия объектов, подлежащих независимой оценке рисков, уста-новленным требованиям по защите населения и территорий от опасностей, воз-никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. 3.2. Независимая оценка рисков проводится на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих пожа-ровзрывоопасные, опасные химические (биологические) вещества и гидротех-нических сооружениях, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам в соответствии с законо-дательством Российской Федерации, а также на объектах обеспечения жизне-деятельности населения, включая здания и сооружения с массовым пребывани-ем людей, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям, в т.ч. обусловленных пожарами. Перечень объектов защиты, подлежащих независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, определяется МЧС России. 3.3. На объектах защиты, не подлежащих независимой оценке рисков, ме-роприятия по надзору за соблюдением требований в области пожарной безо-пасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций осуществляются соответствующими органами государствен-ного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обо-роны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 3.4. Независимая оценка рисков проводится экспертными организациями, имеющими в своем составе не менее трех аттестованных квалифицированных экспертов, аккредитованных в порядке, установленным МЧС России. 3.5. Независимая оценка рисков может проводиться как комплексно по вопросам пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, так и раздельно по каждому из указан-ных направлений. 3.6. Независимая оценка рисков должна осуществляться в соответствии с договором между экспертной организацией и организацией (объектом защиты), заявившей о желании провести независимую оценку рисков. 3.7. По результатам проведения независимой оценки рисков экспертной организацией оформляется заключение о независимой оценке рисков, пред-ставляемое заказчику независимой оценки рисков и в соответствующий орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Россий-ской Федерации, для последующего учета и анализа заключения, планирования надзорной деятельности и составления (при необходимости) протокола об ад-министративном правонарушении. Органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской оборо-ны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, обязаны вести учет заключений о независи-мой оценке рисков в порядке, установленным МЧС России. 3.8. Материалы заключений о независимой оценке рисков используются в целях добровольной сертификации объектов защиты, а также при определении страховых тарифов и коэффициентов к ним для страхования гражданской от-ветственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, при разработке деклараций промышленной безо-пасности опасных производственных объектов, деклараций безопасности гид-ротехнических сооружений, паспортов безопасности опасных объектов и иных документов, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрез-вычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами. 3.9. При наличии у объекта защиты заключения о независимой оценке рисков периодичность проверок данного объекта определяется органами госу-дарственного пожарного надзора, государственного надзора в области граждан-ской обороны и государственного надзора в области защиты населения и тер-риторий от чрезвычайных ситуаций. 3.10. В случае соответствия объекта защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного в ходе не-зависимой оценке рисков и отраженного в соответствующем заключении, про-верка состояния объекта защиты органами государственного пожарного надзо-ра, государственного надзора в области гражданской обороны и государствен-ного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных си-туаций не проводится в период действия указанного заключения о независимой оценке рисков. 3.11. В случае выявления на объекте защиты нарушений установленных требований в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обо-роны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, способных повлечь причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц, органами государст-венного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и террито-рий от чрезвычайных ситуаций могут проводиться внеочередные проверки объекта защиты в порядке, установленном МЧС России. 3.12. В целях информационного обеспечения деятельности Системы неза-висимой оценки рисков ведется реестр, содержащий сведения об аккредитован-ных экспертных организациях. Порядок ведения реестра Системы независимой оценки рисков устанав-ливается МЧС России. 3.13. При проведении независимой оценки рисков применяются только утвержденные в установленном порядке нормативные правовые и методиче-ские документы по обеспечению пожарной безопасности, гражданской оборо-ны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 3.14. При осуществлении инструментального контроля экспертные орга-низации должны использовать контрольно-измерительные приборы, подвер-гаемые регулярным метрологическим поверкам в соответствии с программой поверки оборудования с использованием контрольно-измерительных эталонов. 3.15. Система контроля качества работы экспертных организаций уста-навливается МЧС России, которое может осуществлять такой контроль своими силами, а также делегировать право контроля качества работы экспертных ор-ганизаций их профессиональным объединениям. 3.16. В случае выявления в работе экспертной организации (экспертов) фактов систематического нарушения нормативных правовых актов, правил и норм, а также грубых нарушений требований настоящего Положения, лица, осуществляющие контроль качества работы экспертной организации (экспер-та), обязаны сообщить в установленном порядке о выявленных фактах в МЧС России, для последующего принятия решения об аннулировании свидетельства об аккредитации экспертной организации (свидетельства об аттестации экс-перта). 3.17. К перечню грубых нарушений экспертной организацией (экспер-том) требований настоящего Положения относятся: искажение достоверности и полноты информации, на которой базируются выводы о соответствии (несоответствии) объектов защиты установленным тре-бованиям пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участие экспертной организации, осуществляющей деятельность по мон-тажу, ремонту, обслуживанию систем и средств обеспечения пожарной безо-пасности зданий и сооружений, объектов гражданской обороны и систем управления, оповещения гражданской обороны, а также систем и средств пре-дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в независимой оценке рисков объектов защиты; нарушение экспертной организацией (экспертом) конфиденциальности информации, полученной в ходе проведения независимой оценки рисков; наличие в экспертной организации менее трех экспертов, аттестованных в установленном порядке на осуществление независимой оценки рисков объектов защиты; проведение экспертной организацией (экспертом) независимой оценки рисков по направлениям обеспечения безопасности объекта защиты, на кото-рые экспертная организация не аккредитована, а эксперт не аттестован в уста-новленном порядке; сокрытие экспертной организацией от органа, специально уполномочен-ного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и лик-видации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, инфор-мации о выявленных в ходе независимой оценки рисков объекта защиты отсту-плений от действующих норм и требований по обеспечению пожарной безо-пасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здо-ровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; осуществление экспертной организацией (экспертом) инструментального контроля с использованием контрольно-измерительных приборов, своевремен-но не прошедших метрологические поверки; уклонение экспертной организации от контроля качества ее работы или создание препятствий органам, осуществляющим указанный контроль. 4. Порядок проведения независимой оценки рисков 4.1. Независимая оценка рисков организуется и проводится в соответ-ствии с настоящим Положением, при безусловном выполнении федерального законодательства Российской Федерации, международных стандартов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций. 4.2. Независимая оценка рисков на объекте защиты предусматривает по-лучение и оценку объективных данных о состоянии безопасности объекта за-щиты, определение уровня безопасности объекта в области пожарной безопас-ности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями безопасности, установленными соответствующи-ми техническими регламентами, национальными стандартами и иными норма-тивными правовыми актами. 4.3. Оценка уровня безопасности объекта защиты в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрез-вычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Методическими реко-мендациями, утверждаемыми МЧС России. 4.4. Экспертная организация, являющаяся разработчиком проектной и иной документации в области обеспечения безопасности и (или) осуществляю-щая работы по поставке, монтажу, ремонту, обслуживанию систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, объектов граждан-ской обороны и систем управления, оповещения гражданской обороны, а также систем и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не имеет права на осуществление независимой оценки рисков на указанном объек-те. 4.5. Независимая оценка рисков объектов защиты, в проверяемой доку-ментации которой содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется при соблюдении законодательства Российской Федерации о го-сударственной тайне. 4.6. Независимая оценка рисков состоит из следующих этапов: предварительный этап; процесс независимой оценки рисков; выдача заключения. 4.6.1. Предварительный этап При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу прове-дения независимой оценки рисков экспертная организация проводит предвари-тельный этап переговоров с заказчиком. Предварительный этап переговоров проводится для информирования за-казчика о порядке проведения независимой оценки рисков, а также для обсуж-дения вопросов, касающихся ее проведения, в том числе определения: целей, задач, критериев, стоимости и объемов проведения независимой оценки рисков; содержания и хода проведения независимой оценки рисков, объема и порядка представления заказчиком документов, необходимых для независимой оценки рисков; сроков проведения независимой оценки рисков, отражаемых в календар-ном плане работ по независимой оценке рисков. По результатам предварительных переговоров между заказчиком и экс-пертной организацией составляется договор на осуществление независимой оценки рисков. Срок проведения независимой оценки рисков определяется сложностью объекта защиты, подлежащего независимой оценки рисков, но не должен пре-вышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения не-зависимой оценки рисков, определяемых договором. 4.6.2. Процесс независимой оценки рисков включает в себя: проверку разрешительных документов на осуществление основной дея-тельности объекта защиты; анализ выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; анализ технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объекта защиты, представляющих потенциальную опасность; анализ результатов прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обу-словленных пожарами, на объекте защиты, содержащихся в декларации про-мышленной безопасности опасного производственного объекта, декларации безопасности гидротехнического сооружения, паспорте безопасности опасного объекта, разделах «Инженерно-технические мероприятия гражданской оборо-ны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» и «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» проекта строительства объекта защиты и др. При отсутствии указанных документов экспертная орга-низация осуществляет прогнозирование чрезвычайных ситуаций на объекте защиты самостоятельно; проверку документального и фактического соответствия систем обеспе-чения пожарной безопасности объекта защиты установленным требованиям; проверку документального и фактического соответствия объектов граж-данской обороны, систем управления и оповещения гражданской обороны ус-тановленным требованиям; проверку документального и фактического соответствия систем преду-преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта защиты установлен-ным требованиям; проверку наличия на объекте защиты необходимых организационно-плановых документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа-ций, в т.ч. обусловленных пожарами; проверку полноты и своевременности выполнения предписаний органов государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гра-жданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; анализ подготовленности руководителей и персонала объекта защиты, в т.ч. нештатных аварийно-спасательных формирований, в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и гражданской обороны; проверку наличия и состояния резервов финансовых и материальных ре-сурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; проверку состояния защитных сооружений гражданской обороны и их го-товности к приему укрываемых; проверку наличия, использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, средств пожаротушения; анализ риска чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты с учетом фактического состояния систем обеспечения пожар-ной безопасности, гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, сравнение полученных значений риска с предельно допустимым уровнем риска, установленным для указанного объекта; разработка рекомендаций по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты. 4.6.3. Выдача заключения о независимой оценке рисков По результатам проведения независимой оценки рисков экспертной орга-низацией подготавливается и направляется заказчику два экземпляра заключе-ния о независимой оценке рисков и соответствии объекта защиты установлен-ным требованиям в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, один из которых заказчик направляет в соответствующий орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвида-ции чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации; При выявлении в ходе независимой оценки рисков отступлений от дейст-вующих норм и требований по обеспечению пожарной безопасности, граждан-ской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципально-го имущества, экспертная организация направляет соответствующую информа-цию в орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъек-ту Российской Федерации. Заказчик независимой оценки рисков, получивший заключение, содер-жащее перечень нарушений требований безопасности и предложения по устра-нению выявленных нарушений, в срок, не позднее трех месяцев с момента по-лучения заключения, уведомляет экспертную организацию и соответствующий орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и за-дачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, о принятых мерах по устранению указанных наруше-ний. Спорные вопросы, возникшие между руководством экспертной организа-цией и руководством объекта защиты могут быть обжалованы в комиссии по апелляции, создаваемой МЧС России. Комиссия по апелляции в месячный срок с момента получения апелляции (а в случаях, не требующих дополнительного изучения и проверки, - не позднее 15 дней) рассматривает поступившие жалобы и извещает заявителя о принятом решении. В тех случаях, когда для рассмотрения апелляции необходимо прове-дение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения апелляции могут быть в порядке ис-ключения продлены председателем комиссии по апелляциям, но не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему апелляцию. 4.7. Требования к оформлению заключения о независимой оценке рисков 4.7.1. Заключение о независимой оценке рисков должно содержать: наименование заключения; вводную часть, включающую основание и цель проведения независимой оценки рисков, сведения о заказчике проведенной независимой оценки рисков, сведения об экспертной организации, выполнившей независимую оценку рис-ков, и наличии у нее свидетельства об аккредитации, сведения о привлеченных экспертах и их аттестации на право проведения независимой оценки рисков; краткую характеристику и назначение объекта защиты, подвергшегося независимой оценке рисков; сведения о рассмотренных в процессе независимой оценки рисков доку-ментах и обследованных технических системах, с указанием материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для иден-тификации; сведения о соответствии систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, а также организационно-технических мероприятий в области пожарной безопасности установленным требованиям; сведения о соответствии объектов гражданской обороны, систем управ-ления и оповещения гражданской обороны, а также организационных и инже-нерно-технических мероприятий гражданской обороны установленным требо-ваниям; сведения о соответствии систем предупреждения и ликвидации чрезвы-чайных ситуаций объекта защиты, а также организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение по-следствий чрезвычайных ситуаций, установленным требованиям; сведения о показателях риска чрезвычайных ситуаций, в т.ч обусловлен-ных пожарами, с указанием максимально возможного количества потерпевших в результате аварии на объекте защиты; заключительную часть, содержащую обоснованные выводы о соответст-вии объекта защиты установленным требованиям в области обеспечения по-жарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выводы о соответствии полученных значений риска предельно допустимому уровню риска, установленному для указанного объек-та; перечень недостатков, выявленных при независимой оценке рисков, реко-мендации по их устранению и сроки устранения; приложения, содержащие перечень использованной при независимой оценке рисков нормативной и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации). 4.7.2. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с ука-занием количества сшитых страниц. Заключение выдается на срок до 3 (трех) лет. 4.7.3. Заключение подлежит пересмотру в случаях: изменения условий, влияющих на соответствие объекта защиты установ-ленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, граждан-ской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в срок не позднее 3 месяцев; изменения действующих требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных си-туаций; совместного решения руководства объекта защиты и экспертной органи-зации, в сроки, принятые этим решением. Директор Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций М.И. Фалеев Начальник Управления государственного пожарного надзора Ю.П. Ненашев
После недавней трагедии под Тулой по всей стране начались внеплановые проверки противопожарной безопасности в интернатах После недавней трагедии под Тулой по всей стране начались внеплановые проверки противопожарной безопасности в интернатах. В одном из домов престарелых в Иркутской области инспекторы МЧС оценили готовность персонала и жильцов к чрезвычайной ситуации. Все последние дни новостные программы собирают перед телевизором жильцов Марковского геронтологического центра. Трагедию в Тульской области сибирские старики приняли близко к сердцу. Тамара Терехина, постоялец Марковского геронтологического центра, Иркутская область:- «Не дай, Бог! Выскочить мы не сумеем. Потому что ноги - конь-то плохой. Не прыгает, не бегает, а его двигать надо». Инспекторы МЧС появляются в этом доме престарелых не реже, чем раз в полгода. Сегодня проверка внеплановая. Прежде всего, интересует готовность персонала к действиям в случае чрезвычайной ситуации, начиная со звонка в службу «01». Галина Киселева, сторож-вахтер Марковского геронтологического центра, Иркутская область: «Затем сообщаем адрес обнаружения пожара, количество проживающих, номер телефона...» Противопожарная безопасность - дело дорогостоящее. В Марково на эти цели ежегодно тратят 1,5-2 миллиона рублей. Охранно-пожарная сигнализация здесь компьютеризирована. На дисплее центрального пульта отмечен каждый уголок. Без пожароопасных электрощитовых не обойтись в любом учреждении. В Марковском геронтологическом центре это помещение отгорожено от жилого пространства специальной несгораемой дверью. Она очень плотно закрывается. И в случае короткого замыкания не даст распространиться огню, а также не пропустит изнутри дым. Но главное, считают инспекторы, - то, как подготовлены пути и средства эвакуации. Ведь в случае пожара надо быстро вывести из жилых корпусов 300 пожилых людей. Некоторые самостоятельно передвигаться не могут. Для них в доме престарелых имеются особые носилки, с которыми легко маневрировать на лестничных пролетах. Раиса Ершова, инженер по охране труда: «Раскрываем носилки мягкие - спасательные. Получаются такие носилки. Здесь человек пристегивается. И 2-3 человека несут вот так». Инспекторы удовлетворены. Впрочем, кое-какие замечания у них есть. Сергей Новокшонов, заместитель главного инспектора Иркутского района по пожарному надзору: «Это касается выполнения аварийного освещения двух эвакуационных выходов из семи. Это небольшой процент и не такое значимое мероприятие на данный период». Жизнь в Марковском геронтологическом центре идет своим чередом. После прошлогодних пожаров в Краснодарском крае и Омской области, а теперь под Тулой внимание властей к безопасности в интернатах для престарелых стало более пристальным. Персонал Марковского дома провел на этой неделе дополнительные противопожарные учения. Раньше это делали раз в полгода. Теперь проверки на готовность к ЧП обязательны ежеквартально. МЧС России разработало на 2008 — 2010 годы концепцию развития поисково-спасательных формирований. Ее основным направлением является создание многопрофильной, высокоэффективной, функциональной единой группировки спасательных сил оптимального состава, структуры и численности. Так, МЧС России в течение последующих трех лет планирует создать специализированные высокогорные отряды на Алтае и Северном Кавказе (на Эльбрусе). Также два специализированных отряда — глубоководных — появятся в Туапсе Краснодарского края и поселке Никола Иркутской области на озере Байкал. За 2008 — 2010 годы планируется организовать вахтовое дежурство кинологических расчетов горно-лавинной службы на Кавказе, Алтае, Саянах, Урале и на Камчатке. Для оснащения создаваемых подразделений предусмотрена закупка новейшего спасательного оборудования и снаряжения, а также тренажеров для обучения. Как отмечает пресс-служба МЧС России, в них предполагается обучить по программам подготовки спасателей не менее 50% штатных сотрудников федеральной противопожарной службы и Государственной инспекции по маломерным судам. В результате всех запланированных мероприятий численность группировки федеральных спасательных сил увеличится до 4,5 тыс. человек. Кроме того, будет усовершенствована организационно-штатная структура региональных поисково-спасательных отрядов, отряда «Центроспас» и Аварийно-спасательной службы по проведению подводных работ специального назначения. В их составе будут выделены специализированные подразделения — пиротехнические, кинологические, противохимические, водолазные, а также поиска и спасания на водных объектах. Кроме того, в 2008—2009 годах планируется усовершенствовать на законодательном уровне механизмы реализации социальных льгот и гарантий, пенсионного обеспечения спасателей и сотрудников поисково-спасательных формирований МЧС России, а также бесплатной медицинской реабилитации и заработной платы. В России пациенты домов престарелых продолжают погибать в огне не только потому, что здания не оборудованы противопожарными системами, — их нередко попросту некому вывести или вынести из горящего здания. Таково мнение директора дома-интерната для пожилых людей «Бештау» поселка Иноземцево Елены Хадиковой. Трагедия, случившаяся в минувшее воскресенье в селе Велье-Никольское Тульской области, где сгорел дотла дом-интернат для престарелых и в огне погибли 32 старика, вызвала очередные слезы на глазах. И уже почти риторические вопросы: кто виноват в том, что опять наши старики умирают такой страшной смертью? Директор интерната, вовремя не озаботившийся заменой ветхой электропроводки и установкой противопожарной сигнализации? Власти, не выделившие на это деньги? А как подобные проблемы решаются в наших краевых учреждениях для пожилых людей? С этим вопросами я и обратилась к Е. Хадиковой как к специалисту, знающему ситуацию изнутри: - Неделю назад, согласно решению правительства края, мы получили 4,5 миллиона рублей на установку противопожарной сигнализации и замену электропроводки, — говорит Елена Александровна, – но работы начали еще в конце августа, под гарантийное письмо о том, что эти деньги будут нам выделены. Через месяц все необходимые работы завершим. А что касается причин случившихся в Тульской области и других регионах трагедий — там дело не только в том, что вовремя не было обнаружено возгорание. В наших учреждениях катастрофически не хватает младшего медицинского персонала. И если даже вовремя сработает противопожарная сигнализация, у нас попросту не хватит людей, чтобы всех заблаговременно эвакуировать из здания. Я проанализировала все подобные случаи и уверена, что скрытой причиной каждой трагедии является именно проблема с кадрами. Системы сигнализации > Новости |
|