Системы сигнализации >  Новости 

 

Мчс и госпожнадзор: аудит вместо проверки


Представьте себе, читатель, ужасную картину. Вас сбила машина. Ночью на пустынной улице или даже вовсе за городом. Негодяй-водитель, не желая иметь лишних хлопот, развернулся и уехал. Вы лежите, истекая кровью, вокруг ни души, до ближайших домов не докричаться. Но у вас в кармане есть мобильный телефон! К тому же вы успели разглядеть и запомнить номер сбившей вас машины. Если вовремя приедут «скорая» и милиция, вас можно спасти, а преступника задержать по горячим следам. В голове тут же всплывают спасительные, с детства знакомые номера – 02 и 03. Вы судорожно нажимаете на кнопки и... Вот тут хочу вам сообщить самое неприятное: в этой ситуации вы, скорее всего, погибнете, а сбившего вас преступника никто даже не подумает искать. Просто потому, что по указанным заветным номерам с вашего мобильника вам дозвониться не удастся.

 

 

Милиция?

 

Вас не слышно!

 

Тему, как это часто бывает, подарил читатель, многолетний подписчик нашей газеты Владимир Блинников. Попав однажды в ДТП на своей машине, он попытался вызвать с мобильника ГАИ и вдруг обнаружил, что сделать это не может. Значит, логично рассудил он, не получится, если срочно будет нужно, вызвать и пожарную, и «скорую», и аварийную газовую службу...

 

Сюжетов, когда такая ситуация возникает, читатели могут сами придумать сколько угодно. Это в старые времена на каждом шагу стояли телефоны-автоматы и по номерам 01, 02 и 03, как значилось на каждом из них, можно было звонить бесплатно. Сейчас бежать искать автомат уже нет смысла – не доищешься, да и телефон у каждого с собой. Однако, как видно, одни проблемы он решил, зато другие, наоборот, поставил.

 

Непосвященному сразу, как говорится, и не въехать: в чем, собственно, трудность? Почему на любой городской номер с мобильника дозвониться можно, а в пожарную, милицию и «скорую» – далеко не всегда? Для ответа на этот вопрос я обратился в службу 02 дежурной части ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

– Ежедневно нам звонят сотни людей, в том числе и с мобильных телефонов, – ответила замначальника службы Юлия Кузнецова. – По этим сигналам раскрывают преступления, задерживают преступников, изымают наркотики и оружие. Но о том, сколько людей не смогли дозвониться, мы ведь знать не можем. Хотя эта проблема не новая и нам хорошо знакомая.

 

Возможность дозвона зависит от конкретного оператора мобильной связи. Одни из них такую услугу клиентам предоставляют, другие нет. Чтобы уйти от этой ситуации, правительство России еще в 2004 году издало специальное постановление № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызовов которых круглосуточно и бесплатно обязаны обеспечить операторы связи пользователю услугами связи и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб». Таким номером, в соответствии с данным постановлением, должен стать 112, и на всей территории страны он должен быть введен с 1 августа 2008 года с последующей ликвидацией всех номеров, начинающихся с 0.

 

Признаюсь, такая информация меня еще больше озадачила. Оказывается, правительство еще четыре года назад ОБЯЗАЛО операторов мобильной связи закрыть вопрос. Хотя, честно говоря, не очень понятно, как государство может приказать бизнесмену отдавать покупателю какой-то товар бесплатно. Оно должно было сказать: бесплатным он будет для потребителя, но я, государство, тебе, бизнесмен, все расходы компенсирую. Но, судя по всему, оно так не сказало. И потому ситуация за четыре года не изменилась. Впрочем, если исходить из данного документа, вопрос вот-вот должен вовсе потерять свою актуальность в связи с введением в действие единого номера 112. По нему мы будем звонить с любого телефона и по всем экстренным случаям: и при пожаре, и при краже, и при «остром животе», и при запахе газа.

 

Невольно вспомнились слова знаменитого сатирика: «Как бы не пропустить, когда жизнь хорошая начнется! Но пресса же даст знать!». Вот мы – та самая пресса, а почему-то ничего не знаем. Где-то рядом с нами уже революция почти свершилась, до новой жизни буквально два месяца осталось...

 

Тут уж куда деваться – пришлось углубиться в предмет поосновательнее.

 

Бесплатно не соединяем

 

Прежде всего пришлось понять, какая разница между набираемыми нами по обычному телефону двузначным и семизначным (для простоты ограничимся пока городской и немобильной связью) номерами. Оказывается, разница огромная. Семизначный номер попадает на обычную АТС, а двузначный – на узел специальной связи (УСС). Причем три главных «нулевых» номера обрабатываются по разным алгоритмам. Все вызовы 01, сделанные с территории города, попадают на Мойку, в дежурную часть Главного управления пожарной охраны Санкт-Петербурга. Оттуда оператор (а в последние годы уже компьютер) дает команду пожарным частям в районах. Вызов 02 сначала попадает в дежурную часть ГУВД на Суворовский, оттуда абонента переключают на районные отделения милиции. Вызов 03 аналогичным образом коммутируется на ближайшие станции «Скорой помощи».

 

Статус «нулевых» номеров – особый. Линии, которые обеспечивают эти вызовы, в отличие от обычных работают только на прием, они не могут отключаться или блокироваться, и все разговоры по ним в обязательном порядке записываются. Все это нормально функционирует в системе стационарной связи. Но мобильная связь в данную структуру абсолютно не вписалась.

 

Начнем с того, что все используемые нами системы мобильной связи разработаны и произведены за рубежом. А там, разумеется, понятия не имели о наших «нулевых» номерах. Там испокон века службы экстренного вызова замыкаются на один трехзначный номер (тот же, к примеру, хорошо известный 911), а двузначные используются для технических, сугубо «телефонных» команд. Таков, к примеру, наиболее широко распространенный у нас стандарт GSM.

 

Но сказать, что все это глухая стена, значит слукавить. Специалистам прекрасно известно, что указанные трудности вполне преодолимы при помощи аппаратных и организационных мер. Чтобы заставить иностранную технику воспринимать наши номера, какое-то оборудование надо докупить, что-то перестроить, каким-то образом состыковаться с техническими службами соответствующих ведомств.

 

Теперь возникает вопрос: а зачем эта лишняя головная боль операторам мобильной связи? Им что, плохо живется? Им надо выживать, завоевывать себе место на рынке под угрозой банкротства? Как говорят в Одессе, я вас умоляю... Чтоб все мы так жили! Мобильники в кармане у каждого, доход оператору гарантирован, стабилен и даже наверняка постоянно растет. Зачем еще какие-то хлопоты? Тем более никакой прибыли не обещающие, а наоборот, наверняка обещающие убытки. Ведь скоро все равно сделают единую службу 112 – вложишь деньги, закупишь оборудование, а потом все ломай и выкидывай?

 

Разумеется, здесь можно поговорить о социальной ответственности бизнеса. И реально проверить, как у наших телефонных бизнесменов с этой ответственностью. Оказывается, у всех по-разному. Одна компания (предлагающая, кстати, самые дешевые тарифы и потому наиболее популярная у молодежи) вовсе на эту проблему наплевала. При наборе «нулевого» номера она сначала предлагает подождать, а потом честно признается, что связи нет. Другая предлагает перезвонить по 112, а после этого, узнав, какая конкретно служба вам нужна, производит переадресацию звонка. Наконец, третья вместо стандарта GSM использует другой и спокойно принимает все экстренные вызовы, автоматически направляя звонки по нужному адресу.

 

Правда, в последних двух случаях не стоит обольщаться – соединят вас, возможно, не по «нулевой» линии, а по обычной. То есть той, которая может быть занята, заблокирована и не обеспечивает гарантированную запись переговоров. Но тут уж, как говорится, не до жиру...

 

Счастья вам...

 

в пилотной зоне

 

Так как все-таки со службой 112? Ведь кроме вышеупомянутого постановления правительства есть еще и выпущенный в развитие оного документа приказ по Министерству связи и информационным технологиям № 142 от 17 ноября 2006 года. В нем также предписано в 2008 году по всей России перейти на трехзначную систему вызова экстренных служб. Более того, как объяснили мне специалисты, это должна быть такая замечательная система, которая позволяет звонить с мобильника, не только не имея на счету ни копейки, но даже не имея в нем SIM-карты... Вот какое светлое будущее, и оно уже совсем рядом!

 

В Петербурге, как выяснилось, созданием указанной системы занимается специально созданное государственное учреждение «Городской мониторинговый центр» комитета по информатизации и связи. Вот что рассказал мне его директор Геннадий Щемелев.

 

– Создание службы 112 предполагает целый комплекс технических и организационных мероприятий. Техническая сторона нам ясна, и она практически готова. Сейчас мы совместно со специалистами Министерства связи и массовых коммуникаций, МЧС, другими структурами согласовываем совместный план действий для внедрения системы в пилотной зоне Санкт-Петербурга до конца этого года. Но для этого необходимо внести изменения в ряд нормативных актов разного уровня, утвердить проект концепции системы как на местном, так и на федеральном уровнях.

 

Поясним читателю, что концепция – это, к примеру, то, будет ли вновь создаваемая единая диспетчерская служба подменять все ныне существующие. Или, допустим, таковые останутся, а новая будет на них перераспределять поступающие звонки. Или все будут сидеть в одной большой комнате... А также это то, как будут состыковываться между собой дежурные службы разных ведомств, работающие на разной аппаратуре и по разным алгоритмам. Если все это еще на уровне утверждения проекта, то до полной победы «революции» еще явно далеко.

 

Впрочем, проблемы, и весьма существенные, останутся и после создания этой замечательной системы.

 

Об одной из них мне рассказали в управлении МЧС по Ленинградской области. Там данной темой занимаются вплотную – мобильная связь на территории области и сама-то по себе работает не всегда устойчиво, и к тому же в случае экстренных вызовов другой может просто не оказаться...

 

– Набирающий номер экстренной связи с мобильного телефона на территории области часто сталкивается с тем, что его звонок принимает не ближайшая дежурная служба, а какая-то отдаленная. Может быть, в другом районе, или в Петербурге, или даже в другой области, – рассказывает начальник технической части Центра управления силами ФПС по Ленинградской области Олег Нагибин. – Это связано с невозможностью точного определения положения абонента относительно административной границы районов. Введение единого номера не только не решает эту проблему, но и усложняет задачу абонента. Появляется лишнее звено – диспетчер, еще одна «степень неопределенности», явно увеличивающая время реагирования на звонок.

 

С появлением службы 112 появятся и новые проблемы. К примеру, экстренное соединение без SIM-карты лишает диспетчера возможности определить зашитые в этой карте индивидуальные данные телефона и его хозяина. Те, кому звонок адресован – к примеру, пожарные или милиция, – если понадобится что-то уточнить, перезвонить абоненту не смогут. А у тех, кто хочет сделать анонимный звонок – скажем, о несуществующей террористической угрозе, – будут развязаны руки. Их невозможно будет установить. Насколько мне известно, оператор, использующий сейчас номер 112 для экстренной связи, с подобными случаями уже сталкивается. Что же будет, когда этот номер заработает «в полный рост»! Думать об этом надо сейчас, чтобы потом не схватиться за голову: ах, мол, проморгали...

 

А пока, уважаемый читатель, не знаю даже, что вам и посоветовать. Утешать красивыми обещаниями быстрого и полного решения проблемы, как видите, права не имею. Рекомендовать одного оператора мобильной связи и не рекомендовать другого не могу – это будет реклама и антиреклама. Могу пожелать лишь терпения – жизнь хорошая все-таки когда-то начнется, и пресса обязательно об этом даст знать. Да и пусть судьба вас заставляет как можно реже звонить по «нулевым» номерам. А если заставит – пусть рядом с вами в трудную минуту окажется старый добрый стационарный телефон.

 

Рак в аквариуме, автограф Любови Полищук, стеклянные бутылки странной формы, вытащенные из пожара на заводе, обломок самолета, упавшего над Боденским озером в Швейцарии. Все эти предметы объединяет одно – на днях они превратились в экспонаты музея Приволжского регионального поисково-спасательного отряда (ПРПСО) МЧС России, который открылся в Уфе.

 

- У эмчээсников есть своеобразная традиция - сохранять на память «трофеи» после проведения спасательных операций, - рассказывает сотрудник пресс-службы ГУ МЧС РФ по РБ Марат Бурханов.

 

С 27 по 29 мая 2008 года в Новосибирске проходит сбор начальников главных управлений МЧС России по субъектам РФ Сибирского Федерального округа по организации оперативного управления в различных режимах функционирования под руководством начальника Сибирского регионального центра МЧС России Александра Глазунова. Об этом «ФедералПресс» сообщили в пресс-службе Сибирского регионального центра МЧС сегодня, 28 мая.

 

Начальники территориальных органов МЧС России по субъектам СибФО съехались в Новосибирск, для того, чтобы обменяться опытом, обсудить проблемные вопросы организации работы, изучить организацию деятельности Главного управления МЧС России по Новосибирской области.

 

В рамках сбора пройдут показательные занятия «Организация оповещения населения Новосибирской области с включением электросирен, с использованием радиовещания и телевидения, с доведением информации на телефоны сотовой связи» и «Работа органов управления и сил по ликвидации последствий тяжелого дорожно-транспортного происшествия на федеральной автомобильной дороге».

 

Участникам сбора продемонстрируют работу Центра управления кризисными ситуациями Главного управления МЧС России по Новосибирской области, учебного центра ГПС, пожарной части-1 Новосибирска, пожарно-технической выставки, подвижной базы химико-радиометрической лаборатории, судов и техники Центра ГИМС МЧС России по Новосибирской области.

 

Подобные сборы проводятся ежегодно в целях совершенствования деятельности территориальных органов МЧС России по выполнению возложенных задач в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

 

Хотя предпринимательские объединения, такие как ОПОРА, заявляют, что уровень административного давления на бизнес в России снижается, затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров еще достаточно высоки. Это касается в том числе и значительного количества неправомерных проверок, препятствующих развитию бизнеса. Пристальное внимание федеральной власти к проблемам малого предпринимательства должно способствовать изменению этой ситуации, однако аналогичные усилия должны предпринять и регионы. Так, Москва проводит активную работу по снижению административных барьеров. Об этом свидетельствует и состоявшееся в среду, 28 мая, совещание «О совместной деятельности правительства Москвы и ГУ МЧС России по г. Москве по улучшению предпринимательского климата, предусматривающей устранение факторов, препятствующих развитию предпринимательства, а также о перспективах дальнейшего взаимодействия между предпринимательским сообществом и органами государственного пожарного надзора».

 

Как сообщил, открывая совещание, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев, между столичным правительством и руководством ГУВД Москвы была достигнута договоренность по значительной корректировке контрольно-надзорной деятельности в сфере малого бизнеса со стороны правоохранительных органов.

 

По мнению министра, такая работа по устранению административных барьеров на уровне регионов очень важна. Он уверен, что совершенствование федерального законодательства, в частности, внесение изменений в КоАП и закон о милиции, будет способствовать улучшению ситуации в данной области, однако «и на региональном уровне можно выстроить работу так, чтобы активность проверок малого бизнеса снизилась». «Я говорю о необоснованных проверках, цель которых не содействие бизнесу, а завуалированное получение каких-либо благ», - пояснил М.Вышегородцев.

 

Он отметил, что результаты такой работы есть, однако не все вопросы удалось решить. В частности, пока не реализована идея введения пожарного аудита. В то же время министр заметил, что внедрять подобные новации можно только тогда, когда механизм их работы отлажен. «Все новации должны вести только к сокращению проверок и устранению барьеров», - подчеркнул он.

 

Выступивший в ходе совещания главный государственный инспектор по пожарному надзору Москвы Сергей Аникеев рассказал о работе возглавляемого им ведомства в части сокращения регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Так, с внесением изменений в закон о лицензировании Госпожнадзор в подавляющем большинстве случаев перестал выдавать соискателям лицензий заключения о соответствии объектов требованиям пожарной безопасности. Осталось лишь два вида деятельности, где получение таких разрешений необходимо: образовательная деятельность и производство и оборот алкоголя. Также была проведена серьезная работы по либерализации рынка строительных работ и услуг: с 1 января 2007 г. Госпожнадзор не контролирует соответствие требованиям пожарной безопасности проектно-сметной документации, не ведет контроля в сфере градостроительства, не участвует в приеме объектов в эксплуатацию.

 

Особо в своем выступлении С.Аникеев остановился на вопросах внедрения пожарного аудита. Этот механизм, по его словам, позволит предпринимателям получать оперативную информацию об уровне противопожарной безопасности своих зданий и сооружений. При этом те объекты, на которых был проведен пожарный аудит, не включаются в план проверок Госпожнадзора. В то же время, подчеркнул С.Аникеев, внедрение системы пожарного аудита не исключает контрольной деятельности пожарных инспекций.

 

По его словам, для введения этого механизма в действие предстоит решить еще ряд вопросов. Так, прежде всего следует разграничить сферы деятельности органов государственного пожарного надзора и аудиторов. Для этого нужно принять федеральный закон об обязательном противопожарном страховании имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работу над которым сейчас ведет МЧС. «Его принятие позволит защитить интересы предпринимателей и заставит собственников выполнять противопожарные мероприятия, но не путем административного давления, а с помощью экономического воздействия», - пояснил С.Аникеев. В то же время он считает возможным снижать страховые тарифы для предприятий, на которых проведен пожарный аудит и где выполнены все рекомендации специалистов.

 

Кроме того, необходимо соответствующим образом урегулировать деятельность МЧС, с тем чтобы контроль службы распространялся лишь на определенные объекты, а не на все без исключения. Следует законодательно прописать те объекты, где контроль органов пожарного надзора обязателен, а также те сферы, где возможна подача декларации о пожарной безопасности. По словам С.Аникеева, такие нормы предусмотрены проектом техрегламента о пожарной безопасности.

 

Он призвал предпринимателей по всем спорным вопросам обращаться по «единому телефону доверия» ГУВД по г. Москве – 995-99-99. «Если будут какие-то вопросы, мы всегда готовы ответить на них», - заявил он.

 

Об эксперименте по внедрению в РФ системы независимой оценки пожарных рисков рассказал заместитель начальника государственной экспертизы проектов МЧС России Владимир Константинов. По его словам, в 2007 г.–I полугодии 2008 г. такой эксперимент был проведен в 4-х регионах, в нем участвовало более 400 предприятий. Результаты показали, что проведение пожарного аудита позволяет владельцу объекта получить полную и объективную информацию об уровне пожарной безопасности здания или сооружения, а также рекомендации специалистов по приоритетным направлениям инвестиций в систему обеспечения пожарной безопасности на предприятии. Кроме того, для компаний, прошедших пожарный аудит, предусмотрено освобождение от плановых проверок МЧС. При этом, заметил В.Константинов, заключение независимых оценщиков является и дополнительным преимуществом, повышая, например, конкурентоспособность строительных компаний.

 

Позитивно идею внедрения пожарного аудита оценил и генеральный директор Московского агентства по развитию предпринимательства Андрей Маштаков. В то же время одной из сложностей использования этого инструмента малыми компаниями он назвал высокую стоимость услуг аудиторов. «Это дополнительная финансовая нагрузка на малый бизнес», - считает А.Маштаков.

 

С этим мнением согласен и президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) Александр Иоффе. «Идея очень хорошая, но вопрос в цене и в простоте процедуры», - таково его отношение к вопросу внедрения пожарного аудита в малом бизнесе. По его словам, если этот инструмент позволит упростить малым предприятиям процедуру пожарного надзора, сделает ее «понятной и относительно дешевой», то его использование «можно только приветствовать». Кроме того, А.Иоффе также «всячески приветствует» идею внедрения декларации о пожарной безопасности. «Но и здесь надо предпринимателю помогать», - считает он.

 

Системы сигнализации >  Новости