Системы сигнализации >  Новости 

 

В смоленске загорелся трамвай. пассажиры возмущались: - где огнетушитель?!


ЕРЕВАН. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям Армении разрабатываются основные положения в рамках создания национальной службы спасения «112», сказал глава МЧС Мгер Шахгельдян.

 

«Мы исследуем опыт аналогичных американской и европейской служб, в частности эстонской, однако намерены создать службу спасения, которая была бы адаптирована к армянским условиям», - сказал он журналистам в среду, подводя итоги 100 дней своей деятельности.

 

В этой связи министр отметил, что телефон службы спасения «112» уже действует, однако сегодня работы ведутся в направлении создания и развития систематизированной диспетчерской сети.

 

МЧС также ведет работы по формированию службы «SOS», которая станет одной из структур, обеспечивающих безопасность граждан Армении. При стихийном бедствии или чрезвычайной ситуации человек сможет вне зависимости от места своего нахождения, посредством нажатия одной телефонной кнопки связаться с сотрудниками данной службы, которые окажут ему оперативную помощь.

 

В Казани (Татарстан) во время перевозки пассажиров загорелся моторный отсек одного из городских маршрутных автобусов, в результате пожара никто не пострадал.

 

"Около трех дня в субботу на остановке "Парк Горького" загорелся моторный отсек автобуса N8. Пассажиры быстро покинули автобуса, поэтому от огня и дыма никто не пострадал", - сообщили в пресс-службе МЧС по Татарстану.

 

Водитель вызвал пожарных, однако первыми на помощь подоспели сотрудники гостиничного комплекса "Корстон", которые увидели происходящее на экранах камер наблюдения.

 

"Добровольная пожарная дружина, созданная в гостинице, во главе с пожарным инспектором "Корстона" Вильданом Ислановым затушила пламя. Для этого было использовано 12 столитровых огнетушителей, которые помогали носить к месту пожара и обычные сотрудники гостиницы. Всего было задействовано 8 человек", - рассказал сотрудник пресс-службы.

 

По его словам, быстрота реакции работников гостиницы помогла предотвратить взрыв моторного отсека. Прибывшим пожарным осталось пролить машину водой для того, чтобы она не загорелась вновь.Источник: Интерфакс

 

Летом этого года был утвержден уникальный для России документ — единый технический регламент пожарной безопасности. Руководство МЧС надеется, что новый документ, который вступит в силу весной будущего года, не только позволит уменьшить риск возникновения пожаров, но и поможет бизнесу и пожарным более четко взаимодействовать. Предприниматели в этом не так уверены: пока у бизнесменов гораздо лучше получается договариваться с инспекторами, чем следить за пожарной безопасностью на своих предприятиях.

 

С папкой и брандспойтом

 

Образ пожарного в сознании разных людей удивительно различается. Для большинства обывателей пожарный — это мужественный огнеборец в каске и в испачканной сажей робе со спасенным ребенком на руках. Такой пожарный под вой сирены мчится на большой красной машине с лестницей помогать людям, попавшим в беду. Для многих предпринимателей же пожарный совсем другой — это одетый в офицерскую форму серьезный мужчина с папочкой в руках. Такой пожарный обычно ездит на неплохой иномарке, и визит его, как правило, означает возникновение новых сложностей и проблем для бизнеса.

 

Поверить, что оба этих пожарных не только служат по одному ведомству, но и занимаются, по сути, одним и тем же делом, очень сложно. Как правило, инспектор пожарного надзора для бизнесмена — это лишь часть той головной боли, от которой сложно куда-то скрыться. Наряду с представителями других контролирующих инстанций пожарный имеет право зайти на предприятие, обследовать его и в случае необходимости выдать предписание на устранение выявленных нарушений и наложить штраф. Но штраф — это еще не все: в ряде случаев, если нарушения не будут устранены, пожарные смогут получить судебное решение, в соответствии с которым эксплуатация помещения будет временно запрещена. Факт устранения нарушений еще предстоит подтвердить, так что, по сути, речь идет об остановке работы предприятия или его подразделения на неопределенный срок.

 

С одной стороны, и пожарные инспекторы, и суд в таких ситуациях руководствуются правилами пожарной безопасности, цель которых — помочь избежать пожара, уменьшить риски потери имущества, а возможно, и гибели людей. Но, с другой стороны, высокая стоимость, сложность, а порой и физическая невозможность устранения нарушений открывает огромные возможности для оказания давления на предпринимателей. Не стоит также забывать, что обычно противопожарные требования в полной мере известны лишь инспектору. Искушенные бизнесмены говорят о том, что при таких условиях существует потенциальная возможность использовать пожарный надзор как инструмент принуждения.

 

— Для того чтобы разбираться во всех пожарных тонкостях, надо самому быть пожарным,— убежден Александр Волков, занимающийся вопросами эксплуатации отделений и филиалов одного из московских банков,— противопожарные правила рассредоточены по огромному количеству документов, и любой грамотный инспектор, если захочет, всегда найдет, к чему прицепиться. Можно сказать, что идеального, с точки зрения пожарных, помещения просто не существует. Банкам немного проще — уже несколько лет в соответствии с инструкциями ЦБ, для того чтобы открыть отделение банка, специального заключения пожарного надзора о соответствии помещения пожарным требованиям не требуется. То есть разрешения у пожарных мы больше не спрашиваем, в документах ЦБ и так содержатся противопожарные требования. Однако есть еще требования самих пожарных — инспектор все равно может на нас воздействовать вплоть до закрытия. Так что в любом случае приходится договариваться.

 

К чести офицеров-пожарных слово "договариваться" применительно к их отношениям с бизнесом необязательно означает взятку. Конечно, заинтересованный в деньгах либо в услугах инспектор нередко закрывает глаза на какие-либо проблемы с пожарной безопасностью предприятия. Но сказать о том, что деньги сегодня могут разрешить любое разногласие с пожарными, даже на условиях анонимности не решился ни один бизнесмен.

 

— Есть вещи, на которые они никогда не пойдут,— считает торговец мебелью, попросивший называть его просто Николаем,— другими словами, для инспекторов тоже есть требования обязательные и не очень. Возьмем, к примеру, наш склад. Нас заставили купить определенное количество огнетушителей, мы их регулярно обновляем — это дело обязательное. Мы, как положено, приказом по фирме назначили ответственного за пожарную безопасность. Этого ответственного нас заставили послать на учебу, мы за него заплатили, он теперь официально обученный, многое знает по пожарной части и даже "корку" специальную имеет. Это тоже было обязательно. А все остальное, как говорится, держится на договоренностях. Тут важно построить отношения таким образом, чтобы, с одной стороны, нас не грабили и не опечатывали наши помещения, а с другой, чтобы инспектор делал свою работу и им было бы довольно начальство. Поэтому мы спокойно смотрим на то, что нас периодически штрафуют за всякие мелочи для галочки,— надо так надо.

 

Пожар страшнее пожарных

 

К сожалению, выстраивая отношения с инспекторами пожнадзора, многие бизнесмены забывают, что пожар всегда страшнее самого придирчивого проверяющего. Предпринимателям, пережившим даже небольшое возгорание на своих площадях, многие требования пожарных уже не кажутся надуманными придирками.

 

— То, что произошло у меня на сервисе прошлой весной,— на 100% вина моя и моих работников,— вспоминает Константин, владелец и руководитель небольшого автосервиса в Московской области.— В будке шиномонтажников стоял самодельный обогреватель. Я не помню, откуда и когда он взялся. Наверное, кто-нибудь из рабочих притащил — зимой холодно без отопления. Один раз его не выключили на ночь, и в результате сгорел шиномонтаж со всем оборудованием. Как раз перед началом сезона смены колес. Будка, станки, инструмент — все это мне обошлось в полмиллиона рублей. Плюс 150 тысяч ушло, чтобы это дело замять. Теперь каждый вечер хожу и сам проверяю, все выключено или нет, гоняю механиков с сигаретами. Когда вижу, что кто-нибудь курит на рабочем месте, прямо зверею, хотя раньше сам везде курил. Считаю, что мне еще повезло, поскольку ни один из клиентских автомобилей тогда не сгорел.

 

Как признаются пострадавшие предприниматели, нередко к пожару приводит обычная жадность: сэкономили на ремонте искрящей проводки, вовремя не заменили электрооборудование, не купили огнетушители взамен старых и негодных — истории погорельцев очень похожи друг на друга. Случается, что к пожару приводят и безграмотные действия сотрудников. Владелец одного из производственных предприятий таким образом чуть не лишился всей своей недвижимости: "Мы решили продать трансформатор, лежащий у нас на территории еще с советских времен. Целиком его вывезти не получалось — слишком большой. Решили разрезать и сдать в металлолом. В процессе резки от искры болгарки воспламенилось трансформаторное масло, которое было внутри. Рабочие сначала пытались тушить сами, но масло водой ведь не зальешь, а пожарных вызывать они боялись. Горело так, что металл плавился, потушить не могли несколько часов. Хорошо, что все это происходило в относительном отдалении от построек и никто из людей не пострадал".

 

Но бывают еще более печальные истории, о которых бизнесмены отказываются говорить даже анонимно. В отличие от описанных случаев, которые, как выражаются коммерсанты, удалось замять, те истории попали в пожарную статистику. Вместе с данными об уничтоженных тысячах квадратных метров, о миллионных потерях и человеческих жертвах. По мнению пожарных, всего этого можно было бы избежать, если бы руководство пострадавших фирм озаботилось хотя бы элементарными вопросами пожарной безопасности до, а не после несчастья. Хотя и они допускают, что существующие требования далеко не всегда бывают выполнимы хотя бы потому, что установлены документами, принятыми в незапамятные времена.

 

На всякий пожарный случай

 

В июле этого года был принят федеральный закон, утвердивший технический регламент "О требованиях пожарной безопасности". Этот многострадальный документ готовился и согласовывался более четырех лет. По словам директора департамента надзорной деятельности МЧС России Юрия Дешевых, одна из главных задач нового регламента — навести наконец порядок в том обилии документов, которым до сих пор регулируется пожарная безопасность. То есть теперь вместо массы различных правил и инструкций, выпущенных в разное время и содержащих порой, по мнению самих пожарных, устаревшие или избыточные требования, появился один всеобъемлющий и современный регламент.

 

Этот документ действительно производит впечатление — его объем в печатном виде составляет около 200 страниц. В новом регламенте содержатся требования, касающиеся как планировщиков, строителей и эксплуатационщиков различных объектов, так и самих пожарных. Так, наряду с расстоянием, на котором следует располагать сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях, и высотой и шириной арок в жилых домах этот документ регламентирует и площадь баскетбольных и волейбольных площадок, которыми должны располагать разные типы пожарных депо. В регламенте можно найти сведения о том, как и откуда должен управляться светофор, расположенный у выезда из пожарной части, чем следует облицовывать стены помещения для мойки и сушки противогазов, а также о том, что "предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения до ближайшего эвакуационного выхода следует измерять по оси эвакуационного пути".

 

К сожалению, никто из предпринимателей, согласившихся помочь в подготовке этого материала, не смог в течение двух недель не только осилить целиком текст регламента, но и понять суть новшеств, которые готовит для них этот документ. Большинство призналось, что просто бросили читать, устав от суконного министерского стиля изложения, запутавшись в обилии специальных терминов и ненужных им сведений. Так что пока лишь разработчики регламента могут донести до читателей то новое, что скрывается в многочисленных статьях и таблицах документа.

 

По мнению Юрия Дешевых, принципиально новыми являются несколько положений. Во-первых, предусматривается возможность проведения добровольного страхования ответственности за ущерб имуществу третьих лиц от пожара. То есть собственник должен выполнить комплекс мероприятий по защите чужого имущества от возможного пожара на принадлежащем ему объекте или застраховать свою гражданскую ответственность. Во-вторых, в техническом регламенте прописана еще одна новая форма — декларация пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник помещения должен определять, какие требования необходимо выполнить на своем объекте. Другими словами, подготовить инструкцию о мерах пожарной безопасности для конкретной организации. Декларация включает в себя либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых собственник обязуется выполнять, либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом.

 

Однако чем конкретно обернется для частного бизнеса принятие нового регламента, пока не совсем ясно. Как и кто конкретно будет рассчитывать уровень пожарного риска, каким образом и где предстоит страховаться — все это пока вопросы без ответа. Более того, чтобы документ начал действовать по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования, то есть в мае 2009 года, необходимо привести в соответствие с ним все нормативные документы в области пожарной безопасности. Сейчас, по словам Юрия Дешевых, в МЧС России создана и действует комиссия по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, одна из задач которой — "рассмотрение вопросов по реализации требований нового регламента и мониторинг практики его применения".

 

Возможно, что в результате этих "рассмотрений вопросов" и "мониторинга" у бизнеса действительно в будущем появится четкое представление, что и как следует предпринять, чтобы безопасность предприятий поддерживалась, а пожарные были удовлетворены.

 

Пока же большинство предпринимателей по-прежнему считают, что выполнить все требования пожарных они не смогут, потому что выполнить их невозможно. Пожарные же обвиняют коммерсантов в беспечности, приводя в пример действительно очевидные проблемы, существующие на большинстве предприятий малого бизнеса.

 

— Работа с сотрудниками в фирмах практически не ведется,— рассказывает один из инспекторов пожарного надзора, попросивший не называть его имени.— Хорошо, если у кого-то с детства что-то в голове застряло типа "о пожаре звонить 01". А в основном — самые дремучие представления. На занятия по пожарной безопасности, которые организуются нашими специалистами, ходят только из-под палки. Преподаватель рисует им равнобедренный треугольник — это схема такая, где каждая вершина треугольника означает условие для возгорания: первая — наличие горючего вещества, вторая — температура, третья — наличие воздуха. А эти люди спрашивают: а воздух-то зачем? Ответственные за пожарную безопасность не знают элементарных вещей. Потому и бросают окурки в корзины для бумаг, баллоны сварочные хранят где попало, провода оставляют без изоляции и так далее. У них почему-то считается, что если есть огнетушитель, то он безразмерный, вечный и на все случаи жизни. А когда загорается электрический щит от перегрузки и неправильного монтажа, они его водой поливают, не обесточив. В офисах на окнах решетки, двери железные, все заперто, а где ключи — неизвестно. Оттуда ведь и не выбраться, если что. А сигнализацию пожарные ставят с выходом в никуда — датчики висят, все вроде работает, а куда в итоге должен сигнал поступить, никто не знает.

 

Третьего октября, примерно в 16.00, на улице Фрунзе напротив полыхал трамвай третьего маршрута.

 

Ни с того ни с сего у трамвая задымил двигатель трамвая. Пассажиры почувствовали ставший уже привычным запах гари, когда трамвай стал взбираться на Покровскую гору, кстати, одну из самых крутых в России по которой ходят трамваи. Поначалу никто не обратил внимания на дым.

 

Но уже через 100 метров, стало понятно, что трамвай не просто "дымит". Загорелся двигатель. Пассажиры в спешном порядке начали покидать салон. Водитель остановила вагон прямо на крутом спуске. Постепенно, дым, идущий из моторного отделения, становился все темнее, а запах паленой краски и резины - все резче. Водитель вагона вызвала пожарных. Быстро собралась большая толпа народа. Пассажиры возмущались: - Где огнетушитель?!

 

- Вообще, нам дают огнетушители, только наш совсем пустой, да и возгорание произошло в труднодоступном месте, до него просто не подобраться, - призналось водитель трамвая Марина. - Если сейчас пожарные не приедут, все сгорит.

 

Системы сигнализации >  Новости