Системы сигнализации >  Новости 

 

Огнеопасный аудит


В Турции пожарные второй день безуспешно пытаются потушить сильные лесные пожары в уезде Манавгат, что в провинции Анталья. Об этом сообщает РИА "Новости".

 

В результате пожара сгорели более 40 домов в одной из деревень уезда. Огонь охватил площадь в 4 тысячи гектаров и под воздействием сильного ветра распространяется на запад. Сообщений о жертвах и пострадавших пока не поступало. В то же время сообщается, что из района возгораний эвакуированы жители четырех деревень.

 

Для тушения огня задействовано около 7 тысяч человек. Как сообщают местные СМИ, пожарные расчеты используют наземную технику и авиацию.

 

Из-за лесных пожаров многим украинским туристам на популярном курорте Мармарис пришлось пережить эвакуацию из отелей и провести не один час на жаре, дыша дымом от горящих лесов.

 

Газета "СЕЙЧАС"

 

times.liga.net

 

 

На повышение безопасности Новосибирского метрополитена в 2009-2010 гг. планируется затратить 76 млн 580 тыс. рублей. Как 14 августа сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре мэрии, из них - больше половины, а именно 46 млн 700 тыс. рублей, будет выделено из бюджета города. 29 млн 880 тыс. рублей - средства МУП "Новосибирский метрополитен".

 

В пресс-центре отметили, что план мероприятий, направленных на повышение безопасности Новосибирского метрополитена на 2009-2010 годы, утвердил мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Утвержденный главой города план составлен из нескольких блоков: нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятия, организационная и профилактическая работа, а также меры по оснащению объектов и сооружений метро системами технического прикрытия и информации.

 

Последнее направление включает самое большое количество мероприятий. Так, в 2009 году продолжатся работы по реализации проекта "Система видеонаблюдения на станциях метрополитена и передачи видеоинформации в ситуационный центр". На эти цели из средств бюджета в 2009 году будет выделено 22,3 млн рублей. Специалисты смогут оборудовать камерами станции метро: Гарина-Михайловского, Покрышкина, Березовую рощу и электродепо "Ельцовское".

 

В пресс-центре напомнили, что в рамках городской целевой программы "Безопасность Новосибирского метрополитена на 2006-2008 годы" выполнен первый этап проекта. На станциях Заельцовская, пл. Маркса, Красный проспект, Площадь Ленина, Речной вокзал, а также в инженерном корпусе метрополитена установлено 245 камер видеонаблюдения, проложено более 40 км оптоволоконного кабеля для передачи данных. В этом году будут завершены работы по установке системы на станциях Студенческая, Октябрьская, Гагаринская, Сибирская.

 

Кроме того за счет средств бюджета города - 24,4 млн рублей - в 2010 году планируется провести работы на объектах подземки по реализации проекта "Система контроля доступа Новосибирского метрополитена". Во всех служебных помещениях будет установлена специальная аппаратура, разрешающая доступ только сотрудникам метро. По словам специалистов предприятия, специальный проект был разработан в Москве и прошел государственную экспертизу.

 

За счет предприятия в 2009-2010 годах специалисты метрополитена продолжат работы по обслуживанию и ремонту систем видеонаблюдения, модернизации громкоговорителей на станциях, совершенствованию оборудования подвижного пункта управления. Сотрудники предприятия планируют в ближайшие два года разработать проект и оборудовать охранную зону метромоста и левобережной эстакады современными средствами охраны. Ремонту и оборудованию будут подвергнуты также объекты и коммуникации: тоннельная вентиляция, пожарно-хозяйственный водопровод в электродепо "Ельцовское". Резервное питание в течение 2009 и 2010 годов планируется проложить на станциях: Красный проспект - Сибирская, Гагаринская. На ремонт моторельсового транспорта, обеспечивающего проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, предприятие заложило 1,7 млн рублей. Более миллиона рублей будет затрачено за счет средств метрополитена на ремонт автоматической охранно-пожарной сигнализации и пожаротушения на станциях.

 

В одном из посeлков Нижегородской области обнаружена уникальная пожарная каланча. Еe спроектировал известный русский инженер Владимир Шухов - создатель радио-башни на Шаболовке. Теперь местные жители надеются, что благодаря ажурной конструкции, их посeлок обретeт широкую известность.

 

Ведущий инженер музея "Нижегородская радиолаборатория" Сергей Гилeв вeл семинар в соседней деревне, когда кто-то обронил - рядом необычная витая каланча. Одного взгляда оказалось достаточно, чтобы понять - это работа Шухова".

 

Сергей Гилeв, ведущий инженер музея "Нижегородская радиолаборатория": "Было предвкушение или ожидание чуда. Забрался на неe, сделал снимки характерных деталей этой башни, и тогда уже на душе было волнение, да, это башня шуховская!".

 

Измерения кружевной окантовки, анализ, изучение металлической сетки подтвердили – найдена еще одна до сих пор неизвестная башня по проекту инженера Владимира Шухова. Считалось, что в России сохранилось всего восемь шуховских конструкций, в том числе и знаменитая радиобашня на Шаболовке. Каланча-гиперболоид в Ляхово стала девятой.

 

Сергей Гилeв, ведущий инженер музея "Нижегородская радиолаборатория", сравнивает макет башни-гиперболоида и каланчу: "Простые прямые натянутые нити, имитирующие натянутые уголки, при своeм повороте создают, заметьте, утоньшение средней части этой башни, и, глядя на такую гиперболическую форму, и можно утверждать, что эта башня - именно постройки Шухова".

 

Полуразрушенный домик возле башни - пожарное депо. На сохранившихся фотографиях брандмейстеры позируют на фоне каланчи, идeт построение пожарного расчeта, торжественный митинг. Со слов ляховских жителей, башню-каланчу поставили здесь в 1932 году.

 

Высота башни - 13 метров. В прошлом веке она использовалась, как пожарная вышка. На месте дежурного раньше висел колокол, в который бил дежурный и возвещал о пожаре.

 

После войны депо расформировали, каланча уцелела чудом. К ней не раз подбирались охотники за металлом, но ляховцы вандализма не допустили.

 

Лев Бабочкин, житель деревни Ляхово: "Подъежали, присматривались, как бы еe на металл срезать, но люди всегда подходили, ругались и защищали".

 

Деревенские жители, впрочем, даже не подозревали, что их каланча - шуховского проекта. Зато теперь на вышку у них большие виды. В Ляхово надеются, что сюда повалят туристы. Правда, проселочная дорога к ожидаемому здесь туристическому буму пока не готова.

 

Валентина Травина, жительница деревни Ляхово: "Они упадут! Застрянут туристы! Если так, то, может, за счeт этой башни сделают нам дорогу хорошую, ведь ездим, как на волнах. Ведь это некрасиво".

 

В Нижегородском государственном архитектурно-строительном университета открытию шуховской башни, сделанном в Ляхове, изумились. Казалось, о Владимире Шухове и его проектах известно всe. И тут такое, причeм, совсем недалеко от Нижнего Новгорода".

 

Татьяна Виноградова, профессор кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, представитель фонда "Шуховская башня" в Нижегородской области: "Жители деревни скажут: какое же это открытие, мы еe видим отродясь, но инженерный мир еe не знал. Это необыкновенно. Нарезаются одинаковой длинны прямые стержни, и создаeтся гиперболоид. Только Шухов это делал, только он, как инженер, это внедрил в практику. И это же самое мы видим сейчас в деревне Ляхово. Это тот же знаменитый шуховский гиперболоид".

 

Сейчас в области уже готовятся документы о взятии шуховской башни в Ляхове под охрану государства, как памятника инженерной мысли. Не исключено, со временем кружевная каланча из металла попадeт и в список всемирного наследия ЮНЕСКО. По крайней мере, в Нижнем Новгороде считают - она этого достойна.

 

К началу 2009 года в стране должна быть кардинально реформирована организация надзора за пожарной безопасностью. Это означает не только большую свободу, но и большую ответственность предпринимателей

 

Реформа пожарного надзора затронет бизнес напрямую. Инспекторы будут проверять не все без исключения объекты, а лишь места массового посещения людей и потенциально опасные предприятия. Предпринимателям самим придется выбирать, какой системы безопасности придерживаться, и вместо проверок инспекторов они смогут обращаться к независимым специализированным организациям, оценивающим пожарные риски. Обращение это будет добровольным, но непрошедшие процедуру так называемого пожарного аудита останутся под контролем Госпожнадзора.

 

Долгая история

 

Все это, полагают чиновники, снизит административное давление, от которого в основном страдают предприятия малого и среднего бизнеса. Пожарный инспектор — фигура для любого бизнесмена во многом одиозная. Предприниматели на все лады пересказывают друг другу истории о том, кто из них и за сколько добился его благосклонности — проще говоря, сколько дал денег, чтобы тот закрыл глаза на нарушения, выявленные при проверке бизнеса.

 

Правда это или нет, зависит от каждого конкретного случая, но, по крайней мере, стойкость такого мифа уже означает наличие проблемы. Это показывает, что бизнес у нас относится к пожарной безопасности и ее контролю как к чему-то необязательному, решаемому не внедрением в организации определенных правил и мероприятий, а уплатой некой суммы нужному человеку.

 

Порочность такого взгляда еще в июле 2006 года обсудили тогдашний Президент РФ Владимир Путин и глава МЧС РФ Сергей Шойгу. Последний предложил ввести вместо обязательных проверок предприятий пожарный аудит — полностью добровольную систему контроля с участием независимых аудиторов. «В финансовой сфере есть такая понятная вещь, как аудит. Мы предлагаем точно такую же сделать в сфере пожарного надзора, чтобы максимально сократить факты взяточничества, коррупции и мздоимства», — сказал Шойгу на встрече с главой государства.

 

В течение всего этого периода для внедрения системы независимой оценки рисков (именно так трансформировалось понятие пожарного аудита) был принят ряд документов. 1 октября прошлого года утвержден административный регламент МЧС по исполнению государственной функции по надзору за выполнением органами исполнительной власти, местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности. В соответствии с ним определены сроки и процедуры пожарного надзора. В частности, в документе сказано, что «в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по надзору (контролю) может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации, в отношении других объектов мероприятия проводятся по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года».

 

Порядок добровольной аккредитации организаций, которые хотят оказывать услуги по оценке рисков, прописан в приказе МЧС от 20 ноября прошлого года. А в конце июля этого года принят Федеральный закон №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Он является логическим продолжением ФЗ №184 (закона «О техническом регулировании» 2002 года), но вводит совершенно новый механизм контроля и надзора за пожарной без­опасностью на объектах. Например, в нем дается полное описание строительных объектов по огнестойкости, требования к документации, классификацию помещений и продукции по критериям пожарной безопасности. Но главное, определяется понятие пожарного риска (это мера возможности реализации опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей), допустимого пожарного риска (того, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-эконо­мических условий). Также в нем говорится, что система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного законом.

 

«Другими словами, наконец-то все основные требования сконцентрированы в едином документе, — комментирует директор по науке группы компаний «Городской центр экспертиз» (Санкт-Петербург) Алексей Исаков. — Ведь правил пожарной безопасности, которые существуют сегодня, уже более двух тысяч, и содержат они около 150 тысяч требований, многие из которых устарели».

 

МЧС подготовлена и одобрена правительством Концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации. Она содержит цели, задачи и направления развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности и план мероприятий по созданию такой системы.

 

Достижение цели

 

Вообще, нужно понимать, что нововведения в пожарном надзоре стали внедряться не только в целях снятия бремени контроля с бизнеса. В первую очередь сыграло роль то, что МЧС при сохранении старой системы обязательного контроля за всеми объектами реально не в силах обеспечить его должным образом. Сегодня на одного инспектора в среднем приходится около 200 поднадзорных объектов — от ларька до нефтеперерабатывающего завода.

 

«Освобождение органов государственного пожарного надзора от работы на малозначительных объектах необходимо, — считает начальник отдела надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности УГПН ГУ МЧС по Новосибирской области Юрий Жердев. — Мы сами рады избавиться от лишней и малозначимой работы. Собственными силами нам сегодня очень сложно охватить обязательный объем работ. А это объекты с массовым пребыванием людей, здравоохранения, соцзащиты населения, а также критически важные и потенциально пожароопасные предприятия. И система оценки рисков будет здесь наиболее прогрессивной и, надеюсь, эффективной. Чем меньше риск возникновения пожара на объекте, тем страховой тариф будет меньше — это справедливо. Кроме того, бизнесу дается право в определенном смысле выбрать самоконтроль. Дана возможность, но если ты ей не пользуешься, к тебе в обязательном законном порядке будет ходить инспектор».

 

Сегодня новая система начала обретать зримые очертания. При МЧС уже созданы системы подготовки пожарных аудиторов и аккредитации экспертных организаций, имеющих в своем составе специально обученных экспертов. Процедура независимого пожарного аудита несложна. Таким организациям предоставлено право после проведения аудита выдавать предприятию документ по образцу, утвержденному МЧС. Уже сейчас на рынок этих услуг стремятся попасть многие аудиторские и экспертные компании. Пока при МЧС аккредитовано порядка десяти предприятий на право оказания этого вида услуг.

 

По мнению Алексея Исакова, конкуренция среди аудиторских компаний, которые пожелают заняться пожарной безопасностью, будет большой: «Сначала их будет много. Так происходит всегда, когда речь идет о новой сфере услуг. Но рынок это отрегулирует сам — ненадежные просто исчезнут».

 

Что изменится

 

С вступлением в силу нового закона каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование) на предприятии должен будет иметь систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска. Необходимость проведения оценки риска вводится законом на всех этапах жизненного цикла объекта от проектирования до эксплуатации.

 

По предварительным оценкам, пожарный аудит газоперерабатывающего завода займет два–три месяца. Хотя надо отметить, что многое зависит от качества исходной информации. Если на предприятии она есть, то это способно на три четвертых сократить время проверки.

 

В законе прописаны количественные параметры оценки системы пожарной безопасности. Появились пороговые значения пожарного риска, в качестве оцениваемого критерия рассматривается риск гибели людей при возгорании, который в идеале должен составлять не более одного раза на миллион возможных случаев. Практическая польза от введения количественных критериев очевидна. Теперь технология «договориться с инспектором» не пройдет, поскольку появляется новый критерий оценки эффективности системы пожарной без­опасности. Цифры не обманут. Кроме того, в процесс вмешивается третья сторона — независимые аудиторы, несущие полную ответственность за ложность своего заключения.

 

Основной целью нововведений в области пожарной безопасности станет перераспределение ответственности за нанесение вреда или причинение ущерба между государством и организацией, которая непосредственно может его нанести. Ведь сегодня в случае чрезвычайной ситуации пострадавшие рассчитывают только на поддержку государства. В то время как государство стремится сделать так, чтобы предприятие тоже приняло на себя соответствующую ответственность. Собственник должен страховать риски организации по установленным тарифам, зависящим от степени опасности объекта. Тогда роль пожарных инспекторов изменится и будет состоять не в бесконечных проверках, а в оценке безопасности объектов и консультировании по вопросам ее повышения. Бизнес же станет взрослее и ответственнее.

 

Системы сигнализации >  Новости